MOBIL

MOBIL

Нынешняя компания была создана в 1999 году в результате слияния крупнейших американских нефтяных компаний Exxon и Mobil[5].

Обе компании были наследниками компании Standard Oil Джона Рокфеллера, основанной в 1870 году. Менее чем за десять лет она почти полностью взяла под контроль нефтепереработку в США, из $35 млн выручки от переработки нефти в 1878 году $33 млн приходилось на Standard Oil. В 1882 году Standard Oil была преобразована в трест из 30 компаний, контролировавших 80 % нефтеперерабатывающих заводов и 90 % нефтепроводов в США, а в качестве основы треста была создана компания Standard Oil Company of New Jersey (согласно регистрационным документам, Exxon Mobil Corporation является её прямым правопреемником). В 1888 году был создан первый зарубежный филиал, Anglo-American Oil Company[en] (позже ставший Esso Petroleum Company). В 1890 году был принят Антитрастовый закон Шермана, направленный в первую очередь против Standard Oil, и после многолетних судебных разбирательств в 1911 году Верховный суд США принял решение о разделении Standard Oil на 34 самостоятельные компании, одна из них продолжала называться Standard Oil Company of New Jersey (сокращённо Jersey Standard). Этой компании досталась значительная часть нефтеперерабатывающих мощностей Standard Oil, однако она осталась без источников сырой нефти, поэтому в 1919 году купила техасскую компанию Humble Oil, а в 1920-е годы начала развиваться в сторону Латинской Америки, в первую очередь Венесуэлы. В 1928 году в этой стране Standard Oil сформировала Creole Petroleum Corporation, дававшую в 1940-х годах более 450 тысяч баррелей нефти в день[5][6]. В 1927 году началось сотрудничество Jersey Standard с германской компанией IG Farben, совместно они проводили исследования в области получения синтетического горючего путём гидрогенизации угля. Эта технология получило весьма ограниченное применение, куда большее значение для американской компании имело получение от германского партнёра прав на патент производства синтетической резины из нефти. Производство бутилкаучука в США было начато в 1937 году[4].

В 1931 году две другие компании из состава треста, Standard Oil Company of New York (SOCONY) и Vacuum Oil Company объединились под названием Socony-Vacuum Corporation. Vacuum Oil Company была основана в 1866 году для коммерческого применения вакуумного метода переработки нефти с целью получения смазочных материалов; вскоре компания попала под контроль Standard Oil, который начал продавать эти смазочные материалы по всему миру под торговой маркой Mobil. С 1933 года началось партнёрство компаний-предшественников Exxon и Mobil, они сформировали совместное предприятие Standard-Vacuum Oil Co., или сокращённо Stanvac, объединившее их активы на Дальнем Востоке[5][6].

Хотя за годы Второй мировой войны компания потеряла 32 танкера и был разрушен ряд НПЗ в Европе и Азии (включая крупнейший завод во Франции, в городе Граваншоне (фр. Notre-Dame-de-Gravenchon), взорванный отступающими французскими войсками), это более чем компенсировалось военными заказами. По окончании Второй мировой войны стало очевидным, что спрос на нефтепродукты будет расти, и имеющихся в США резервов не хватит для удовлетворения этого роста, поэтому бывшие составляющие Standard Oil стали наращивать своё присутствие на Ближнем Востоке. Своё участие в нефтедобыче в этом регионе американские компании начали в 1920-х годах, создав Turkish Petroleum Company (с месторождениями на территории современного Ирака). В 1946 году Jersey Standard и Socony-Vacuum вошли долями (20 % и 10 % соответственно) в компанию Arabian American Oil Company (Аравийско-Американскую нефтяную компанию, Aramco); основными участниками консорциума были Standard Oil Company (California) и Texas Company, позже ставшие Chevron и Texaco. В 1954 году все эти компании стали участниками консорциума по добыче нефти в Иране[6]. В 1966 году, когда Socony-Vacuum Corporation была переименована в Mobil Oil Corporation, 43 % её добычи нефти приходилось на Ближний Восток (в первую очередь Саудовскую Аравию), оборот компании достиг $6,5 млрд, она лидировала по поставкам нефти и газа на самые быстрорастущие рынки, Японию и Германию[5].

В 1973 году страны ОПЕК на 6 месяцев ввели эмбарго на поставки нефти в США и начали аннексию участков, принадлежавших американским компаниям. Хотя это усложнило работу западным нефтяным компаниям, но привело к стремительному росту цены на нефть, оборот Mobil с 1973 по 1977 году утроился (до $32 млрд), прибыль в 1974 году достигла рекордного уровня; также это породило волну критики в адрес компании (включая слушания в Конгрессе США) о допустимости вести бизнес любыми средствами. Столь успешная адаптация Mobil к новым условиям в значительной мере объяснялась тем, что компания потратила немало средств и времени на становление хороших отношений с правителями Саудовской Аравии. Однако в 1980-х годах цена на нефть начала падать, и отношения с Саудовской Аравией становились всё менее выгодными. Поиски других источников сырья привели к покупке в 1984 году Superior Oil Company (за $5,7 млрд); эта компания, однако, была обременена долгами, что, в сочетании со снижением роста спроса на нефть, потребовало от Mobil существенного урезания расходов. В середине 1980-х годов было сокращено число нефтеперерабатывающих заводов, к 1988 году была продана сеть автозаправок в 20 штатах (поскольку автозаправки в 14 северо-восточных штатах, где продолжала работать Mobil, давали 88 процентов розничных продаж), число сотрудников было сокращено на 20 %. Экономический спад в начале 1990-х годов требовал от компании дальнейшей оптимизации деятельности: продавались низкорентабельные скважины в Техасе и непрофильные активы, купленные в 1970-х годах, такие как угольные шахты в Вайоминге, в то же время укреплялись позиции в наиболее выгодных регионах: Нигерии, Саудовской Аравии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Положение компании существенно улучшилось к середине 1990-х годов с ростом цены на природный газ, на который приходилась треть выручки и половина запасов углеводородов компании благодаря месторождениям в Индонезии. Наиболее многообещающим проектом второй половины 1990-х годов стала 30-процентная доля в месторождении Рас-Лафан у побережья Катара[5].

Jersey Standard в 1972 году сменила название на Exxon. Нефтяное эмбарго 1973 года привело к резкому росту выручки (с $20 млрд в 1972 году до $100 млрд в 1980 году), а падение цены на нефть начиная с 1981 года потребовало оптимизации структуры компании. В 1986 году были сформированы три основные подразделения: Exxon Company, International (нефтедобыча вне Северной Америки), Exxon Company, U.S.A. (США) и Imperial Oil Limited (Канада). Со времён Второй мировой войны компания удерживала статус крупнейшей нефтяной компании мира, но в 1989 году уступила его Royal Dutch Shell, одной из причин этого стало крушение танкера «Эксон Валдиз» у берегов Аляски. Ликвидация разлива нефти и возмещение ущерба пострадавшим за несколько лет обошлось компании в несколько млрд долларов. В 1990 году штаб-квартира была перенесена из Рокфеллер-центра в Нью-Йорке в Ирвинг (Техас)[5].

Азиатский финансовый кризис 1997 года привёл к снижению спроса на нефть, а странам-участникам ОПЕК не удалось договориться о снижении уровня добычи, и в 1998 году цена на нефть упала до $11 за баррель, самого низкого уровня за всю историю нефтедобычи, если учитывать инфляцию. Поэтому в 1998 году Exxon и Mobil подписали соглашение о слиянии стоимостью $73,7 млрд и о формировании новой компании ExxonMobil Corporation, крупнейшей на планете. Слияние было завершено 30 ноября 1999 года. Эта сделка позволяла снизить расходы обеих компаний на $2,8 млрд в год. Объединённую компанию возглавил Ли Раймонд (англ. Lee Raymond), который с 1993 года был главой Exxon[5].

После ухода Ли Раймонда на пенсию в 2006 году, председателем совета директоров был избран Рекс Тиллерсон, работавший в компании Exxon с 1975 года. Он подал в отставку в конце 2016 года в связи с назначением на пост госсекретаря США в администрации Дональда Трампа[7]. За время его правления ExxonMobil почти полностью распродала сеть автозаправок, торговые марки Exxon и Mobil продолжали использоваться новыми владельцами на правах франчайзинга[8]. Крупнейшим приобретением этого времени стал производитель природного газа XTO Energy в 2010 году за $31 млрд[9]. В 2011 году началось сотрудничество с компанией «Роснефть» в проектах на черноморском шельфе и в Сибири. В 2012 году ExxonMobil подтвердила намерения начать разработку месторождений в Курдистане (Ирак)[10]. В 2013 году была продана гонконгская компания Castle Peak (за $3,4 млрд CLP Holdings)[11]. В 2014 году Международный центр улаживания инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes[en]) присудил ExxonMobil $1,6 млрд компенсации за экспроприацию активов правительством Венесуэлы в 2007 году


Список товаров данного производителя пуст.